Главная » 2009 » Декабрь » 1 » некоторые аспекты российско-индийского сотрудничества
некоторые аспекты российско-индийского сотрудничества
22:28
При разговоре о российско-индийском
сотрудничестве в первую очередь как правило проводятся параллели с
советско-индийским сотрудничеством, что является основополагающей
ошибкой.
Во-первых, из-за срока давности - Советский Союз прекратил
свое существование уже 18 лет назад. Во-вторых, Россия и СССР среди
прочего представляют из себя две разные экономические системы, с
совершенно различающимися внешнеэкономической политикой и состоянием
частного сектора. В-третьих, Индия с 1991 г. прошла целый путь
экономических преобразований и представляет из себя тоже во-многом иную
страну, нежели 18 лет назад.
Таким образом, подходя к обсуждению
вопроса о экономическом сотрудничестве Индии и России, мы должны
исходить из следующих условий:
1. Россия - это молодое государство с
экономической и политической точки зрения. Наследием от Советского
Союза в вопросах сотрудничества с Индией на данный момент является в
большей мере комплекс проблем, которые необходимо решать в скорейшее
время. Положительных "наработок" осталось немало, но они во многом девальвировались.
2.
Индия в 1990-е гг. провела пересмотр своей внутри- и
внешнеэкономической политики вместе с кардинальными экономическими преобразованиями в целом.
Россия не входит ни в одну из программ поощрения экспорта новой
внешнеэкономической политики (например, она не входит в программу
приорететных рынков; товары, поставляющиеся в Россию, также не
подпадают в группу приоритетных). С учетом высоких транспортных и
институциональных издержек, индийскому экспортеру рынок России в целом
не является привлекательным.
3. Состояние хозяйственных систем России и Индии таково, что сохранение в экономическом взаимодействии прежнего набора товаров и услуг, а также использование старых (использовавшихся в советское время) инструментов сотрудничества не представляется перспективным.
Без
активного вмешательства на государственном уровне логичным
представляется продолжение тенденции к снижению доли России в общем
индийском экспорте и импорте:
Доля России в индийском товарообороте, %
1990/91
1997/98
2003/04
2007/08
импорт
5,9
1,55
1,23
0,98
экспорт
16,2
2,74
1,12
0,58
Причем, в снижении доли России в
индийском товарообороте не следует искать причины только в экономических и
политических преобразованиях в нашей стране, а следует учитывать
изменение общемировой конъюнктуры: речь идет о росте экономической
значимости Китая в частности и Азии в целом. С середины 1990-х гг. идет активное
сокращение доли европейских государств и США в индийском товарообороте
на фоне роста в нем азиатских государств, в первую очередь стран
Персидского залива, группы АСЕАН и Китая.
На данный момент можно
выделить три главные проблемы для развития торгово-экономического сотрудничества:
*Транспортная проблема. Россия и Индия не граничат
друг с другом по суше. Таким образом, поставка грузов как из Индии в Россию,
так и обратно ведется через посредников: например, Китай, европейские страны.
Упрощением задачи транспортировки могло быть введение в действие международного
транспортного коридора «Север-Юг» (Россия-Иран-Индия). Соглашение по МТК
«Север-Юг» был подписано еще в 1999 г.
Но реализация проекта затягивается из-за сложной международной обстановки
вокруг политики Ирана. В настоящее время поставка грузов через Иран может
затянуться на недели.
*Информационная проблема. В связи с тем, что
торгово-экономическое сотрудничество до 1991 г.
велось ограниченным количеством компаний, поддерживаемых/контролируемых
государством, частный капитал обеих стран не имеет информации и опыта работы
друг с другом. В связи с этим требуется открытие представительств компаний, к
компаниям предъявляется пристальное внимание кредитно-финансовых учреждений, и
всячески требует с обеих сторон вложения больших средств, не всегда доступных
средним по размеру компаниям.
*Визовая проблема. В немалой степени затрудняет
развитие торгово-экономических отношений на уровне частного капитала сложный
режим получения российских виз.
Данные проблемы решаемы с помощью государственной
поддержки. С учетом большой истории и традиций торгово-экономического
сотрудничества, режима стратегического партнерства стран государственные органы
обеих стран могут обеспечить поддержку частному капиталу. Всю группу
предлагаемых мер можно разделить согласно перечню проблем.
Во-первых, государственные органы обеих стран могут
оказать информационную поддержку компаниям путем организации отраслевых
выставок-ярмарок, создания интернет-порталов с информацией о возможностях
российского и индийского бизнеса, о датах и местах проведения выставок в Индии
и России, а также проведения регулярных встреч российских и индийских компаний
по отраслям.
Во-вторых, необходимо решение визового вопроса. России
и Индии следует рассмотреть возможность упрощение процедуры по получению
возможности ведения временной трудовой деятельности граждан одного государства
на территории другого. Необходимо совершенствование визового режима в сфере деловых
поездок для индийских граждан. Возможен как выбор нескольких организаций в
Индии и России, которые возьмут на себя гарантии по улаживанию визовых
вопросов, возникающих у российских и индийских компаний, работающих в обеих
странах, так и учреждение специальных государственных компаний, занимающихся
этим вопросом.
Со стороны государства может быть предпринят ряд мер
по финансовому содействию торгово-экономических отношений. Так, согласно
программе мер, направленных на расширение торгово-экономического сотрудничества
России и Индии, предлагается:
*Применение современных платежно-расчетных механизмов,
базирующихся на предоставлении кредитных линий и финансовых гарантий со стороны
кредитных организаций двух стран;
*Использование в расчетах национальных валют по их
рыночным курсам;
*Заключение межгосударственного соглашения с участием
монетарных властей Индии, способствующего расширению в оговоренных пределах
возможностей российских банков по совершению операций с индийскими рупиями;
*Активизация деятельности по расширению списка
российских банков, чьи гарантии принимаются индийским банковским сообществом и
индийской корпорацией по гарантированию экспортных кредитов.