Экономический рост при сохранении доли
экспортных товаров в размере 40-50% от ВВП при сокращающихся трудовых ресурсах
и увеличении социальной нагрузки в связи со старением нации требует
поступательного повышения продуктивности труда и качества выпускаемой
продукции. Для России, располагающей самой большой в мире площадью
подконтрольной территории, в краткосрочной перспективе невозможно обеспечение
повсеместно роста экономики и благосостояния населения, но возможно создание
полюсов роста, которые впоследствии станут инициаторами социально-экономического
роста на региональном уровне. Такими полюсами роста могут стать свободные
экономические зоны (СЭЗ).
Если
ранее свободная экономическая зона являлась территорией, в которой создавались
исключительные условия, превращавшие ее в часть мирового хозяйственного комплекса,
то сейчас СЭЗ – это не столько инструмент для экономического развития региона и
способ увеличения качества и количества выпускаемой продукции, сколько
инструмент в повышении конкурентоспособности страны в целом. Процесс глобализации
привел к увеличению масштаба торгово-экономических операций до уровня целой
страны, которая становится полноценным игроком на макроэкономическом уровне
интегрированного мирового хозяйства. Благодаря СЭЗ государство создает
уникальные финансовые, научные, культурные условия для производства того или
иного вида товаров или услуг.
Индия,
как страна, обладающая целым рядом конкурентных преимуществ (среди которых
немаловажную роль играет сочетание развитой промышленности и дешевизны и
высокой квалификации рабочей силы) не стала исключением в процессе создания
СЭЗ. Еще в 1965 г.
была создана первая экспортно-производственная зона в городе Гандидхам (штат
Гуджарат). До принятия в 2005
г. специального акта по СЭЗ существовало два типа
специальных зон, в которых производились товары на экспорт, –
экспортно-производственные зоны (Export Processing Zones) и научно-технологичные
зоны или технологические Парки по производству программного обеспечения (Software Technology Parks). Соответственно в Индии
существует 6 зон первого типа и 18 второго типа.
Принятый
Акт по специальным экономическим зонам учел изменения во внешне- и
внутриэкономической конъюнктуре. Согласно Акту в качестве подрядчика и организатора
свободной экономической зоны может быть не только государство (в лице федерального
и/или регионального правительств), но и частное лицо с разрешения государства.
Контроль за работой СЭЗ должен находиться в ведении трех сторон: а) специальной
утвердительной комиссии (BoardofApproval),
которая обязательно должна состоять из 19 членов (подконтрольна департаменту
торговли); б) утвердительного комитета (ApprovalCommittee);
в) представителя подрядчика [ThespecialeconomiczonesAct, 2005. // http://www.sezindia.nic.in/HTMLS/SEZ%20Act,%202005.pdf]
На 2008 г. было выдано 531
одобрение на создание СЭЗ, причем государство выступило с инициативой создания
только 109 из них. Свободные экономические зоны превратились в один из
важнейших инструментов по усилению экспорта индийских товаров (рис. ).За два года после принятия Акта объем экспорта через
СЭЗ вырос почти в три раза. В свободных экономических зонах Индии представлены
предприятия всех отраслей хозяйства: от выращивания сельскохозяйственных
культур до производства программного обеспечения и консалтинга.
Величина экспорта через СЭЗ Индии
год
млрд. рупий
прирост по
сравнению с предыдущим годом
2004-2005
183
32%
2005-2006
228
25%
2006-2007
346
52%
2007-2008
666
92%
по данным Департамента торговли министерства промышленности и
торговли Индии, раздел о СЭЗ // http://sezindia.nic.in/
Благодаря
введенным изменениям в законодательстве Индия повысила привлекательность своей
территории как места размещения производственных мощностей крупных
транснациональных компаний, специализирующихся на наукоемкой продукции (таких
как, Интелл, Делл, Нокиа, Моторола и др.).
В России предполагается реализация
концепции создания технопарков на подобие индийской, на региональном уровне
проходят консультации (так например, среди договоренностей между Астраханской
областью России и индийским штатом Карнатака имеется пункт о передаче
российской стороне опыта создания технопарков индийской стороной). Создание
технопарков на территории России следует организовать по-другому. Россия не
располагает ключевыми преимуществами, имеющимися в распоряжении Индии, -
обильной и дешевой рабочей силой, малыми издержками на транспортировку
имеющихся ресурсов по собственной территории.
В немалой степени конкурентным
преимуществом Индии является знание английского языка. Такого преимущества у
России нет. Таким образом, производство товаров и услуг, экспорт которых сделал
успешным концепцию технопарков в Индии, в России будет сопряжено с большими
издержками. Речь идет о производстве программного обеспечения и предоставлении
дистанционных услуг по обслуживанию клиентов для англоговорящих стран (в
первую очередь, для Великобритании и США).
В России требуется сочетание индийского опыта по созданию технопарков
(привлечение иностранных инвестиций и технологий для создания на компактной
территории крупного производства экспортных товаров и услуг) с выполнением
стратегических целей в специфических российских условиях (необходимость
восстановления ряда промышленных отраслей, продукция которых не имеет
конкурентных преимуществ на мировом рынке). В качестве возможного варианта
сочетания может стать создание технопарка, в рамках которого будут
соседствовать предприятия смежных отраслей (экспортной ориентации и необходимых
к модернизации). В результате улучшения инфраструктуры и часть денежных
поступлений от экспорта продукции предприятий одной группы можно будет
направлять на модернизацию мощностей неэкспортной группы для повышения качества
и повышения конкурентоспособности последней.
С учетом сходности задач и разных конкурентных
преимуществ существует возможность кооперации российского и индийского
хозяйственных комплексов для обоюдного развития в ряде отраслей, где необходимо
сочетание дешевизны рабочей силы и в то же время ее квалифицированности. С
учетом опыта размещения разных стадий производства в различных регионах мира в
рамках процесса глобализации данный вариант сотрудничества представляется
продуктивным.