|
Вооруженные силы
Вооруженные конфликты и операции с участием Индии
Структура контроля за ракетно-ядерным арсеналом Индии Сводная таблица ракетных вооружений Индии Степени состояния готовности ядерных сил Индии Вооружение Федеральные службы специального назначения Особенностью системы военной безопасности в Индии является строгое соблюдение принципа верховенства гражданской власти над вооруженными силами и их неучастия в политической жизни страны. Военнослужащим и штатным сотрудникам специальных служб запрещается состоять в каких-либо политических партиях, профсоюзных и других общественных организациях, принимать участие в проводимых ими мероприятиях, выступать в средствах массовой информации с изложением своих политических взглядов, а также баллотироваться кандидатами в депутаты парламента, хотя они обладают избирательным правом. Высшие политические органы системы безопасности Комитет Кабинета Министров по военным вопросам По конституции Индии верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент, который действует в соответствии с рекомендациями кабинета министров и премьер-министра. На практике же наиболее важные решения по основным аспектам внутренней и внешней политики безопасности, в том числе по проблемам военного строительства, принимаются Комитетом кабинета министров по военным вопросам. В состав Комитета входят: премьер-министр (председатель), министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, финансов и промышленности. В случае необходимости на заседания комитета приглашаются другие министры, а при рассмотрении исключительно военных вопросов — начальники штабов (командующие) видов вооруженных сил. Организаторская работа по подготовке проектов решений и их выполнению, а также по анализу состояния и разработке основных направлений развития вооруженных сил ведется Комитетом оборонного планирования — постоянно действующим органом, входящим в состав секретариата кабинета министров. Антитеррористический комитет Созданный в 1999 году АК по праву считается одним из самых неоднозначных органов системы военной безопасности Индии. С одной стороны, он наделен весьма существенными полномочиями, но с другой – не имеет средств эти полномочия выполнять. Входящие в постоянный состав АК представители парламента, кабинета министров, силовых министерств и ведомств и специальных служб (под общим председательством премьер-министра или его представителя), как правило, решают возникающие проблемы либо в своих службах, либо в профильных комитетах, либо в ККМ по военным и политическим вопросам. Представители МИДа, МВД и Министерства финансов имеют здесь совещательный голос, а прочие привлекаются лишь по мере необходимости. Деятельность АК сводится, как правило, лишь к выработке рекомендаций службам, подготовке проектов законодательных актов и распоряжений, ведению кооперации со специальными службами зарубежных стран, подготовке проектов перспективных работ (в частности, контртеррористических баз данных) и разработке методических указаний. Хотя работа АК официальными органами описывается как «крайне важная и необходимая», в индийской прессе часто звучат критические замечания в его адрес. Некоторые журналисты высказывали открытое сомнение в целесообразности существования комитета, и хотя после реформы 2005-2006 гг. интенсивность критики чуть снизилась, делать выводы о работе комитета можно будет только осенью этого года, когда он официально представит отчет о проделанной работе в парламенте.<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]--> Совет Национальной Безопасности Совет Национальной Безопасности, созданный согласно указу премьер-министра Индии Вишваната Пратап Сингха 24 августа 1990 года, состоит из самого премьер-министра (занимающего должность председателя совета), министра внутренних дел, министра иностранных дел а также министра финансов. Министерство финансов, как и в США, а также в ряде других англоязычных стран, отвечает за безопасность высших лиц государства, например, в США министерство финансов занимается охраной Президента США, в Британии – премьер-министра, а в Индии – и Президента, и премьер-министра. Система Министерства Обороны Министерство обороны является высшим органом административного управления, проводящим политику правительства в области военного строительства. К его функциям относятся: вопросы общего строительства вооруженных сил, их материально-технического и финансового обеспечения, планирования и организации НИОКР, военного производства и закупки вооружения, организация взаимодействия с кабинетом министров и ведомствами; административные и кадровые вопросы; координация действий видов вооруженных сил в мирное время. Министр обороны (гражданское лицо) осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через Комитет начальников штабов (КНШ) видов вооруженных сил. Ему подчинены три департамента (обороны, военного производства и поставок, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), ряд комитетов (министра обороны, начальников штабов видов вооруженных сил, объединенный разведывательный, по военному производству и поставкам, по мобилизационному развертыванию), а также Совет по вопросам военных исследований и развития. Департаменты, возглавляемые соответствующими секретарями Министерства обороны, состоят из управлений (директоратов). Комитеты, созданные при министре обороны, выполняют роль связующих органов между военными и гражданскими государственными структурами, между Министерством обороны и видами вооруженных сил. Комитету министра обороны подчинены два подкомитета: по личному составу и по вопросам материально-технического обеспечения войск. Комитет начальников штабов (КНШ) является органом оперативного управления вооруженными силами и одновременно консультативным органом по принципиальным вопросам строительства и использования вооруженных сил. Его председателем по совместительству назначается начальник штаба одного из видов вооруженных сил, старший по сроку пребывания в этой должности. КНШ имеет в подчинении 9 подкомитетов: оперативного планирования, боевой подготовки, тылового обеспечения, взаимодействия видов вооруженных сил, разработки и усовершенствования оружия и военной техники, радиоэлектронной борьбы, разведывательный (радиоперехвата и дешифрования), связи и электроники, медицинского обеспечения. Комитет по военному производству и поставкам разрабатывает планы производства оружия и боевой техники, координирует деятельность военных заводов и гражданских предприятий, выпускающих продукцию военного назначения, планирует закупки за рубежом. Комитет по мобилизационному развертыванию разрабатывает планы перевода системы государственного управления и экономики на режим работы военного времени, а также мобилизационного развертывания вооруженных сил и их резервных компонентов в период угрозы или с началом войны. В его состав входят: министр обороны (председатель), секретарь кабинета министров, секретари департаментов Министерства обороны. Планирование и контроль за выпуском вооружений, их закупками и поставками возложены на Департамент военного производства и поставок Министерства обороны. В его составе имеются директораты: технического развития и производства, оборонных предприятий, контроля за качеством продукции, стандартизации, исследований и развития в военной области. Руководители департамента обычно являются представителями Министерства обороны в составе DRDO, глава департамента традиционно является заместителем генерального директора DRDО. Сухопутные войска насчитывают 1 млн 100 тыс. чел. Непосредственное руководство ими осуществляет начальник штаба (он же командующий). Штаб планирует и организует оперативную и боевую подготовку, разрабатывает организационно-штабную структуру соединений и частей, планы развития, мобилизационного и оперативного развертывания войск, а также контролирует повседневную деятельность подчиненных штабов соединений, частей и военных учебных заведений. Организационно сухопутные войска разделены на пять военных округов (Северный, Западный, Восточный, Центральный, Южный), которые являются органами административного управления. Командующему округом подчинены все войска и военные учреждения, дислоцирующиеся на территории округа, за исключением соединений и частей центрального подчинения. Все силы ВВС, насчитывающие примерно 110 тыс. человек, распределены по 5 авиационным командованиям: Западное, Юго-Западное, Центральное, Восточное, Южное. ВВС имеют также два функциональных командования: материально-технического обеспечения и учебное. В состав командования МТО также входят полигоны ВВС и ракетные полигоны. В структуре ВВС также можно выделить отдельную авиаэскадрилию дальней радиолокационной разведки. Силы и средства противовоздушной обороны включают подразделения истребительной авиации ПВО (из состава ВВС), зенитных управляемых ракет и радиотехнических войск (радиотехнические эскадрильи, стационарные и мобильные радиолокационные посты). Организационно Военно-Морские Силы состоят из 4 военно-морских командований: Западного, Южного, Восточного и Дальневосточного. Кроме того, имеется командование подводного флота и морской авиации, департамент материального обеспечения, департамент специальных вооружений (ядерных и ракетных) и, кроме того, подразделения разведки Военно-морского флота. Основные морские базы флота: Бомбей (штаб Западного командования), Гоа (штаб морской авиации), Карвар (находится в стадии строительства), Кочин (штаб Южного командования), Визакхапатнам (штаб Восточного командования и подводного флота), Калькутта, Мадрас, Порт Блер (Андаманские о-ва, штаб Дальневосточного командования), Араконам (морская авиация). Основной базой Западного флота является Бомбей, Восточного – Визакхапатнам. Совет по вопросам военных исследований и развития Созданный в 1958 году путем слияния Директората технических исследований и развития (DRDP), Организации технического производства (DTE) и Организации оборонных исследований (DSO), Совет по вопросам военных исследований и развития (DRDO) формирует программы НИОКР в интересах вооруженных сил, следит за их финансовым обеспечением и подготовкой научно-технического персонала, контролирует деятельность департамента НИОКР Министерства обороны, следит за разработкой и производством систем вооружений частными подрядчиками, выдает лицензии на работу с технологиями двойного назначения и т.д. DRDO традиционно возглавляет министр обороны, генеральный директор – заместитель министра обороны по науке. DRDO является крупнейшим в Азии (и пятым в мире) научно-исследовательским комплексом в области оборонного строительства. Бюджет Совета оценивается примерно в 4 –4,5 млрд. долл., в состав Совета входят 6 исследовательских комитетов, 51 научно-исследовательская лаборатория, 39 государственных кадровых предприятий, 8 государственных акционерных предприятий и 41 частно-государственное предприятие ВПК. Отчисления на кадровые (государственные) военные заводы составляют обычно от 8% до 10% общего бюджета на оборону (т.е. составляют примерно половину бюджета на 2008-2009 ф.г., что соответствует всему бюджету DRDO за 2002-2003 ф. г.), остальные средства вкладываются частными подрядчиками, выделяются из бюджетов совместных гражданских и военных проектов, а также берутся из совокупного дохода всех предприятий в цепочки ОПК. Общая стоимость предприятий DRDO оценивается в 40-45 млрд. долл., ежегодный объем производства колеблется по разным оценкам от 3 до 5 млрд. долл.. Затраты на закупку вооружения для Министерства обороны составляют от 2 до 5 млрд. долл. ежегодно и учитываются отдельно. Кроме того, к военному производству привлекается более 120 крупных гражданских поставщиков материалов, компонентов, узлов вооружения и готовых образцов военного имущества. В структуру DRDO входят Лаборатория оборонных исследований и развития (Defense Research and Development Laboratory, DRDL), Комитет изучения специального оружия (Special Weapon Research committee, SWRC), Комитет изучения космической и авиационной техники (Space & Aircraft Tech Research Committee, SATRC), Национальный институт изучения атомной энергии (National Atomic Energetic Research Institute, NAERI) и Производственный комитет (Production Committee, PC). Помимо этого в составе обычно присутствуют от пяти до пятнадцати координационных советов, занимающихся вопросами оптимизации сил и средств, координацией между заказчиками, исследовательскими институтами и производителями. К DRDO также приписаны ряд исследовательских полигонов армейской и береговой авиации, ракетных полигонов, два армейских батальона и один батальон морской пехоты. Также в состав DRDO включены представители Министерства Обороны, входящие в состав Производственного комитета. Их задача заключается в контроле качества производства, лучшей координацией между Советом и Министерством Обороны и проведении полевых испытаний систем вооружений, как производящихся, так и опытных образцов. Для реализации основных научно-исследовательских и прикладных программ в интересах вооруженных сил в Индии создана национальная Организация по вопросам оборонных исследований, деятельностью которой руководит Департамент военных исследований и развития Министерства Обороны. В ее задачи входит планирование и проведение НИОКР, а также испытания новых образцов оружия и военной техники, анализ возможностей их производства на предприятиях страны. Кроме того, эта организация координирует научные исследования по вопросам обороны в масштабах всей страны. Она объединяет 47 исследовательских центров и лабораторий, расположенных в различных районах Индии. В них работает более 34 тыс. человек, из них около 16 тыс. научных и технических работников. В некотором плане ее функции дублируют задачи Производственного комитета СВИР и Департамента Военного производства и поставок Министерства обороны. Главной же ее задачей является внедрение результатов и достижений в производство вооружений и военной техники. Основной проблемой отрасли является общая нехватка высококвалифицированных специалистов, низкое качество подготовки, слабость производственной базы и значительное техническое отставание от мировых образцов. Нередко представители компаний DRDO оказываются не в состоянии решить технических проблем выпускаемой ими техники: наиболее ярким примером считается производство МиГ-21, потери которых из-за низкого качества сборки составляют до 20% от общего числа потерь самолетов в мирное время, что примерно соответствует общей доли этих машин в составе ВВС.
|
|