Центр Индийских Исследований                    

Институт Востоковедения РАН                                              

войти

поиск

теги

Азия наемники Наёмники Частные солдаты Багчи Индия и Россия Пакистан сотрудничество СЭЗ экспорт 26/11 India Kasab Mumbai Pakistan Independence Day India-Pakistan border parade Video Wagah развитие сайта Al-Qaeda nuclear weapon terrorist Al qaeda Gulf-Middle East Nukes USA Юрлов Баранов Сепаратизм Компромиссы Конфликты Южная Азия Индуизм религия Shaumian The Great Game Tibet Вайшешике Лысенко Универсум автобиография Дебендронатх Кооперация индия Экономика экономическая реформа Загородникова русские Цейлон проблемы экономическое развитие Маляров Транспорт Индии Россия Дерюгина Растянников Урожайность История Ледков Лунев Непал ХХ век Города региональное сотрудничество Россия-Индия сборник статьи

Архив записей

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Видео

Видео

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вооруженные силы

Вооруженные конфликты и операции с участием Индии

Структура контроля за ракетно-ядерным арсеналом Индии


Сводная таблица ракетных вооружений Индии


Степени состояния готовности ядерных сил Индии


Вооружение

Федеральные службы специального назначения


Особенностью системы военной безопасности в Индии является стро­гое соблюдение принципа верховенства гражданской власти над вооруженными силами и их неучастия в политической жизни страны. Военнослужащим и штатным сотрудникам специальных служб запрещается состоять в каких-либо политических партиях, профсоюзных и других общественных организациях, принимать участие в проводимых ими мероприя­тиях, выступать в средствах массовой информации с изложени­ем своих политических взглядов, а также баллотироваться кан­дидатами в депутаты парламента, хотя они обладают избирательным правом.

Высшие политические органы системы безопасности

Комитет Кабинета Министров по военным вопросам

По конституции Индии верховным главнокомандующим во­оруженными силами является президент, который действует в соответствии с рекомендациями кабинета министров и премьер-министра. На практике же наиболее важные решения по основным аспектам внутренней и внешней политики безопасности, в том числе по про­блемам военного строительства, принимаются Комитетом ка­бинета министров по  военным вопросам. В состав Комитета входят: премьер-министр (председатель), министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, финансов и промышленнос­ти. В случае необходимости на заседания комитета приглашаются другие министры, а при рассмотрении исключительно военных вопросов — на­чальники штабов (командующие) видов вооруженных сил. Орга­низаторская работа по подготовке проектов решений и их вы­полнению, а также по анализу состояния и разработке основ­ных направлений развития вооруженных сил ведется Комитетом оборонного планирования — постоянно действующим органом, входящим в состав секретариата кабинета министров.

Антитеррористический комитет

Созданный в 1999 году АК по праву считается одним из самых неоднозначных органов системы военной безопасности Индии. С одной стороны, он наделен весьма существенными полномочиями, но с другой – не имеет средств эти полномочия выполнять. Входящие в постоянный состав АК представители парламента, кабинета министров, силовых министерств и ведомств и специальных служб (под общим председательством премьер-министра или его представителя), как правило, решают возникающие проблемы либо в своих службах, либо в профильных комитетах, либо в ККМ по военным и политическим вопросам. Представители МИДа, МВД и Министерства финансов имеют здесь совещательный голос, а прочие привлекаются лишь по мере необходимости. Деятельность АК сводится, как правило, лишь к выработке рекомендаций службам, подготовке проектов законодательных актов и распоряжений, ведению кооперации со специальными службами зарубежных стран, подготовке проектов перспективных работ (в частности, контртеррористических баз данных)  и разработке методических указаний.

Хотя работа АК официальными органами описывается как «крайне важная и необходимая», в индийской прессе часто звучат критические замечания в его адрес. Некоторые журналисты высказывали открытое сомнение в целесообразности существования комитета, и хотя после реформы 2005-2006 гг. интенсивность критики чуть снизилась, делать выводы о работе комитета можно будет только осенью этого года, когда он официально представит отчет о проделанной работе  в парламенте.<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->

Совет Национальной Безопасности

Совет Национальной Безопасности, созданный согласно указу премьер-министра Индии Вишваната Пратап Сингха 24 августа 1990 года, состоит из самого премьер-министра (занимающего должность председателя совета), министра внутренних дел, министра иностранных дел а также министра финансов. Министерство финансов, как и в США, а также в ряде других англоязычных стран, отвечает за безопасность высших лиц государства, например, в США министерство финансов занимается охраной Президента США, в Британии – премьер-министра, а в Индии – и Президента, и премьер-министра.

Система Министерства Обороны

Министерство обороны является высшим органом админист­ративного управления, проводящим политику правительства в области военного строительства. К его функциям относятся: воп­росы общего строительства вооруженных сил, их материально-технического и финансового обеспечения, планирования и орга­низации НИОКР, военного производства и закупки вооруже­ния, организация взаимодействия с кабинетом министров и ве­домствами; административные и кадровые вопросы; координа­ция действий видов вооруженных сил в мирное время.

Министр обороны (гражданское лицо) осуществляет опера­тивное руководство вооруженными силами через Комитет на­чальников штабов (КНШ) видов вооруженных сил. Ему подчи­нены три департамента (обороны, военного производства и по­ставок, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), ряд комитетов (министра обороны, начальников штабов видов вооруженных сил, объединенный разведывательный, по военному производству и поставкам, по мобилизационному раз­вертыванию), а также Совет по вопросам военных исследова­ний и развития. Департаменты, возглавляемые соответствующи­ми секретарями Министерства обороны, состоят из управлений (директоратов).

Комитеты, созданные при министре обороны, выполняют роль связующих органов между военными и гражданскими государ­ственными структурами, между Министерством обороны и ви­дами вооруженных сил. Комитету министра обороны подчинены два подкомитета: по личному составу и по вопросам материаль­но-технического обеспечения войск.

Комитет начальников штабов (КНШ) является органом оперативного управления вооружен­ными силами и одновременно консультативным органом по принципиальным вопросам строительства и использования воо­руженных сил. Его председателем по совместительству назнача­ется начальник штаба одного из видов вооруженных сил, стар­ший по сроку пребывания в этой должности. КНШ имеет в под­чинении 9 подкомитетов: оперативного планирования, боевой подготовки, тылового обеспечения, взаимодействия видов воо­руженных сил, разработки и усовершенствования оружия и во­енной техники, радиоэлектронной борьбы, разведывательный (радиоперехвата и дешифрования), связи и электроники, меди­цинского обеспечения.

Комитет по военному производству и поставкам разрабаты­вает планы производства оружия и боевой техники, координи­рует деятельность военных заводов и гражданских предприятий, выпускающих продукцию военного назначения, планирует за­купки за рубежом.

Комитет по мобилизационному развертыванию разрабатыва­ет планы перевода системы государственного управления и эко­номики на режим работы военного времени, а также мобилиза­ционного развертывания вооруженных сил и их резервных ком­понентов в период угрозы или с началом войны. В его состав входят: министр обороны (председатель), секретарь кабинета министров, секретари департаментов Министерства обороны.

Планирование и контроль за выпуском вооружений, их за­купками и поставками возложены на Департамент военного про­изводства и поставок Министерства обороны. В его составе име­ются директораты: технического развития и производства, обо­ронных предприятий, контроля за качеством продукции, стан­дартизации, исследований и развития в военной области. Руководители департамента обычно являются представителями Министерства обороны в составе DRDO, глава департамента традиционно является заместителем генерального директора DRDО.

Сухопутные войска насчитывают 1 млн 100 тыс. чел. Непос­редственное руководство ими осуществляет начальник штаба (он же командующий). Штаб планирует и организует оперативную и боевую подготовку, разрабатывает организационно-штабную структуру соединений и частей, планы развития, мобилизационного и оперативного развертывания войск, а также контроли­рует повседневную деятельность подчиненных штабов соедине­ний, частей и военных учебных заведений.

Организационно сухопутные войска разделены на пять воен­ных округов (Северный, Западный, Восточный, Центральный, Южный), которые являются органами административного уп­равления. Командующему округом подчинены все войска и во­енные учреждения, дислоцирующиеся на территории округа, за исключением соединений и частей центрального подчинения.

Все силы ВВС, насчитывающие примерно 110 тыс. человек, распределены по 5 авиационным командовани­ям: Западное, Юго-Западное, Центральное, Восточное, Южное. ВВС имеют также два функциональных командования: матери­ально-технического обеспечения и учебное. В состав командования МТО также входят полигоны ВВС и ракетные полигоны. В структуре ВВС также можно выделить отдельную авиаэскадрилию дальней радиолокационной разведки.

Силы и средства противовоздушной обороны включают под­разделения истребительной авиации ПВО (из состава ВВС), зе­нитных управляемых ракет и радиотехнических войск (радиотех­нические эскадрильи, стационарные и мобильные радиолока­ционные посты).

Организационно Военно-Морские Силы состоят из 4 военно-морских командо­ваний: Западного, Южного, Восточного и Дальневосточного. Кроме того, имеется командование подводного флота и морс­кой авиации, департамент материального обеспечения, департамент специальных вооружений (ядерных и ракетных) и, кроме того, подразделения разведки Военно-морского флота.

Основные морские базы флота: Бомбей (штаб Западного командования), Гоа (штаб морской авиации), Карвар (находит­ся в стадии строительства), Кочин (штаб Южного командова­ния), Визакхапатнам (штаб Восточного командования и под­водного флота), Калькутта, Мадрас, Порт Блер (Андаманские о-ва, штаб Дальневосточного командования), Араконам (морская авиация). Основной базой Западного флота является Бомбей, Восточного – Визакхапатнам.

Совет по вопросам военных исследований и развития

Созданный в 1958 году путем слияния Директората технических исследований и развития (DRDP), Организации технического производства (DTE) и Организации оборонных исследований (DSO), Совет по вопросам военных исследований и развития (DRDO) форми­рует программы НИОКР в интересах вооруженных сил, следит за их финансовым обеспечением и подготовкой научно-техни­ческого персонала, контролирует деятельность департамента НИОКР Министерства обороны, следит за разработкой и производством систем вооружений частными подрядчиками, выдает лицензии на работу с технологиями двойного назначения и т.д. DRDO традиционно возглавляет министр обороны, генеральный директор – заместитель министра обороны по науке.

DRDO является крупнейшим в Азии (и пятым в мире) научно-исследовательским комплексом в области оборонного строительства. Бюджет Совета оценивается примерно в 4 –4,5 млрд. долл., в состав Совета входят 6 исследовательских комитетов, 51 научно-исследовательская лаборатория, 39 государственных кадровых предприятий, 8 государственных акционерных предприятий и 41 частно-государственное предприятие ВПК. Отчисления  на кадровые (государственные) военные заводы составляют обычно от 8% до 10% общего бюджета на оборону (т.е. составляют примерно половину бюджета на 2008-2009 ф.г., что соответствует всему бюджету DRDO за 2002-2003 ф. г.), остальные средства вкладываются частными подрядчиками, выделяются из бюджетов совместных гражданских и военных проектов, а также берутся из совокупного дохода всех предприятий в цепочки ОПК. Общая стоимость предприятий DRDO оценивается в 40-45 млрд. долл., ежегодный объем производства колеблется по разным оценкам от 3 до 5 млрд. долл.. Затраты на закупку вооружения для Министерства обороны составляют от 2 до 5 млрд. долл. ежегодно и учитываются отдельно. Кроме того, к военному производству привлекается более 120 крупных граж­данских поставщиков материалов, компонентов, узлов воору­жения и готовых образцов военного имущества.

 В структуру DRDO входят Лаборатория оборонных исследований и развития (Defense Research and Development Laboratory, DRDL), Комитет изучения специального оружия (Special Weapon Research committee, SWRC), Комитет изучения космической и авиационной техники (Space & Aircraft Tech Research Committee, SATRC), Национальный институт изучения атомной энергии (National Atomic Energetic Research Institute, NAERI) и Производственный комитет (Production Committee, PC). Помимо этого в составе обычно присутствуют от пяти до пятнадцати координационных советов, занимающихся вопросами оптимизации сил и средств, координацией между заказчиками, исследовательскими институтами и производителями. К DRDO  также приписаны ряд исследовательских полигонов армейской и береговой авиации, ракетных полигонов, два армейских батальона и один батальон морской пехоты. Также в состав DRDO включены представители Министерства Обороны, входящие в состав Производственного комитета. Их задача заключается в контроле качества производства, лучшей координацией между Советом и Министерством Обороны и проведении полевых испытаний систем вооружений, как производящихся, так и опытных образцов.

Для реализации основных научно-исследовательских и при­кладных программ в интересах вооруженных сил в Индии созда­на национальная Организация по вопросам оборонных исследо­ваний, деятельностью которой руководит Департамент военных исследований и развития Министерства Обороны. В ее задачи входит планирование и проведение НИОКР, а также испытания новых образцов ору­жия и военной техники, анализ возможностей их производства на предприятиях страны. Кроме того, эта организация коорди­нирует научные исследования по вопросам обороны в масшта­бах всей страны. Она объединяет 47 исследовательских центров и лабораторий, расположенных в различных районах Индии. В них работает более 34 тыс. человек, из них около 16 тыс. научных и технических работников. В некотором плане ее функции дублируют задачи Производственного комитета СВИР и Департамента Военного производства и поставок Министерства обороны. Главной же ее задачей является внедрение результатов и дос­тижений в производство вооружений и военной техники.

Основной проблемой отрасли является общая нехватка высококвалифицированных специалистов, низкое качество подготовки, слабость производственной базы и значительное техническое отставание от мировых образцов. Нередко представители компаний DRDO оказываются не в состоянии решить технических проблем выпускаемой ими техники: наиболее ярким примером считается производство МиГ-21, потери которых из-за низкого качества сборки составляют до 20% от общего числа потерь самолетов в мирное время, что примерно соответствует общей доли этих машин в составе ВВС.

 















































































The Hindu

The Times of India

Express India

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz