Объединенный Разведывательный Комитет (Joint Intelligence Committee, JIC)
ОРК
– высший орган разведки Индии, занимающийся сбором и анализом информации,
предоставляемой другими разведывательными органами, как специального
(Разведывательное бюро, армейская, военно-морская и военно-воздушная разведки),
так и общего назначения (Исследовательское и Аналитическое Крыло (Research and Analyses Wing)).
Так
как ОРК является в значительной мере политическим органом, осуществляющим
политический контроль над деятельностью спецслужб, он отчитывается и напрямую
подчиняется кабинету министров, а также является частью Совета Национальной
Безопасности.
Отдел Исследований и Анализа (Research and Analysis Wing, the RAW)
Крыло Исследований и Анализа (ОИА) является крупнейшей и
наиболее могущественной специальной службой Индии. ОИА занимается
преимущественно разведывательной деятельностью, как и его прототип,
американское ЦРУ, однако также является мощным орудием внешней политики Индии,
серьезным фактором, чьи действия влияют на формирование целей внешней и
внутренней политики страны. Службу
неоднократно (и зачастую вполне обоснованно) обвиняли в саботаже, провокациях,
политическом, военном и промышленном шпионаже против других стран, а также в
организации кампаний по дезинформации и компрометации правительств соседей,
например, Пакистана.
В своих действиях ОИА всегда опирается на поддержку
правительства Индии. ОИА является самой засекреченной специальной службой
Индии, подотчетной только премьер-министру, данные о ней не разглашаются и не
сообщаются даже парламенту, также неизвестными остаются структура, поставленные
задачи и бюджет службы.
В настоящий момент политические структуры Индии вообще не
в состоянии оценить эффективность деятельности ОИА, так как ее деятельность
ориентирована прежде всего на действия за пределами государства, в то время как
приоритетом деятельности специальных служб считается внутренняя безопасность, в
частности, противодействие терроризму, сепаратизму и организованной преступности. Хотя ОИА
участвует в обеспечении внутренней безопасности, в частности, в борьбе с
сепаратизмом и терроризмом, результаты были весьма незначительны. В ряде
случаев, например, имея дело с сепаратистскими движениями в Манипуре и Трипуре
на северо-востоке, Тамилнад на юге, и Пенджабе и Кашмире в северо-западной
части страны, ОИА либо не добилась никаких результатов, либо результаты были
крайне незначительны. Индийские источники утверждают, что такой скромный
результат был обусловлен противодействием спецслужб других стран, например,
американского ЦРУ и пакистанской разведки ISI,
которые предоставили укрытие сепаратистам Керала, Карнатаки и прочих, а также
оказывали и продолжают оказывать им поддержку через некие официальные
политические и коммерческие структуры. ОИА также обвинило ЦРУ в промышленном и
политическом шпионаже против правительства страны.
В 1968 году в составе ОИА был создан специальный
отдел разведки, специализирующийся
исключительно на Пакистане. Высшее руководство разведки было абсолютно
убеждено, что пакистанские армия и специальная служба оказывала поддержку
сикхским террористам, а также организовала для них специальные тренировочные
лагеря на своей территории. В основном, все эти обвинения сохраняют свою
актуальность и по сегодняшний день. В тоже время Пакистан обвиняет индийские
спецслужбы в финансовой поддержке сераикских сепаратистов, которых Исламабад
считает террористами[1].
ОИА имеет широко развитую сеть агентов на террории
Пакистана, поддерживает религиозных и этнических сепаратистов в Синде и
Пенджабе, а также контактирует со всем спектром оппозиционных сил в Пакистане.
По сообщениям[2],
на территории Пакистана постоянно находятся
около 40 тысяч человек, каким-либо образом связанных с ОИА[3].
Около 15 тысяч из них находятся в Синде, около 10 тысяч – в Пенджабе, примерно
столько же – на северо-западе, не менее пяти тысяч – в Балучистане[4].
Сообщалось также о примерно 40 лагерях подготовки террористов, расположенных в
Раджастане, Восточном Пенджабе, штатах Джамму и Кашмир и Уттар Прадеш, и
подконтрольных Специальному Бюро, одному из подразделений ОИА (Special Service Bureau (SSB)).
Во время войны в Афганистане (1979-1989гг.) ОИА
неоднократно обвиняли в организации террористических актов на территории
Пакистана. По всей видимости, основной целью этих нападений было заставить
Пакистан отказаться от поддержки афганских моджахедов, свернуть программу
подготовки боевиков и прекратить поставки вооружений и финансовых средств для
них, но которые зачастую оседали в пакистанской армии. Американские и
пакистанские СМИ того периода сообщали о многочисленных контактах между КГБ и
ОИА. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф обвинял Индию в стремлении внести
раскол между различными религиозными группировками Пакистана, в частности, между
мусульманским и индуистским населением, а также в нагнетании напряженности
между шиитами и суннитами, противостояние между которыми уносит тысячи жизней
каждый день.
В то же время пакистанское правительство
традиционно обвиняет во всех своих бедах
правительство Индии, зачастую совершенно безосновательно. Это вытекает из
объективного интереса Пакистана сгладить противоречия внутри страны, обвинив в
своих проблемах внешних врагов, и часто совпадает со стремлением индийских
специальных служб показать свою большую значимость.
ОИА в течении долгого времени оставалась
участницей конфликта в Бангладеш, поддерживая как индийское меньшинство, так и
сепаратистов. Официально считается, что ОИА действовала в Восточном Пакистане с
начала 1960х гг., предоставляя базы и вооружая отряды Мукти Бахини. Также
периодически появляются сообщения о том, что ОИА поддерживает различные
вооруженные группировки тамилов на Цейлоне[5],
поставляя вооружения и построив сеть тренировочных лагерей.
Официально бюджет ОИА не называется и не
публикуется, однако о масштабах деятельности спецслужбы говорит тот факт, что в
период с 1995 по 2000 на противодействие организациям сикхских и кашмирских
сепаратистов, действующим в США, Канаде, Великобритании и других западных
странах она тратила от 25 до 50 миллионов долларов. После 11 сентября и начала
антитеррористической кампании в Афганистане эти цифры выросли еще сильнее и
составили до 100 миллионов долларов[6].
Разведывательное Бюро
Разведывательное бюро (РБ) – служба внутренней
разведки Индии (контрразведка), занимающаяся также разведывательными и
специальными операциями в приграничных странах (Непал, Бутан, Тибет, Пакистан,
Афганистан, Шри-Ланка). РБ считается одной из старейших контрразведывательных
служб мира. Начиная с 1951 года служба также занимается разработкой и
проведением специальных операций в соседних странах[7].
Как и ОИА, РБ в своих действиях неподотчетна никому, кроме премьер-министра.
Разведывательному бюро предоставлены весьма
широкие полномочия. В соответствии с «Телеграфным Актом», РБ имеет полный
доступ к базам данных клиентов телекоммуникационных сетей; «в интересах
общества и общественной безопасности», ей разрешено прослушивать телефонные
разговоры и перехватывать личную почту, в том числе и электронную[8].
В соответствии с Почтовым Актом, РБ также имеет право перехватывать личную
корреспонденцию. По различным оценкам, до пяти тысяч писем, как электронных,
так и обычных, каждый день просматриваются РБ, хотя официально для каждого
такого решения должно иметься разрешение суда. Такие случаи довольно часто
становятся достоянием общественности, обсуждаются в парламенте и чаще всего
признаются незаконными, однако, как говорится, «воз и ныне там[9]».
Бюро часто обвиняют в сильной политизированности,
склонности обеспечивать безопасность скорее правительства, чем страны. Известны
несколько случаев, когда сотрудников бюро обвиняли в криминальных
преступлениях, в частности, в злоупотреблении служебным положением и т.п.[10]
Специальные службы Министерства Обороны
Армейский Директорат Военной Разведки
(АДВР)
Армейский
Директорат Военной Разведки – административный орган военной разведки,
осуществляющий наблюдение и контроль за сухопутными войсками соседних стран.
Создана в 1888 году распоряжением генерал-майора сэра Чарльза Мак-Грегора. В
течении первой половины ХХ века своей целью имела отслеживание передвижений
войск Российской Империи, СССР и Японии. В годы Второй Мировой Войны была
основной британской спецслужбой в регионе, осуществляла подготовку и заброс
диверсионных и разведывательных групп в тыл японской армии, на территорию
Китая, СССР, других стран. С 1960х гг. основная задача сводится к
координированию других служб и частей, подготовка и предупреждение агрессии. По
замечанию Т. Васаби, с 1960х гг., АДВР занимается обеспечением полевой безопасности,
а не военной разведкой[11].
В
последние два десятилетия, АДВР занимается также контрразведкой в армии, ведет
борьбу с коррупцией и хищениями, следит за состоянием войск и осуществляет
другую работу. Хотя число операций, проводимых службой за рубежом, выросло, оно
остается по-прежнему незначительным[12].
Корпус Безопасности
Министерства Обороны (КБМО)
В составе подразделения числится примерно 31
тысяча человек, основная задача – борьба со шпионажем и саботажем.
Подразделение ведет свою историю с 25 апреля 1947 года, когда в шт.
Уттар-Прадеш был создан Центр Безопасности Министерства Обороны. 3 мая 1947 он
был переведен в Дели и подвергся реформированию. Были определены функции и
задачи и введены некоторые новые должности. Изначально КБМО являлся полицейским
подразделением, подчиненным Министерству Обороны, однако уже в 1948 году его
статус был изменен, и подразделение получило функции военной полиции.
Окончательный свой вид подразделение приобрело в 1958 году, когда оно было
окончательно переподчинено Министерству Обороны под названием Корпуса
безопасности МО.
В 1959-1962 гг. подразделение также подвергалось
реформированию. В 1959 году оно было переведено на место постоянной дислокации
в Уттар-Прадеш (г.Чкрата), в 1961 – в Канпур. В 1962 году были созданы новые
центры безопасности в составе подразделения: Главное Оперативное
Управление и Главное управление
исследований и развития.
Сегодня в составе подразделения находятся только
ветераны, прошедшие подготовку в лагерях Корпуса. Сотрудники корпуса составляют
костяк служб безопасности армии, авиации и флота, а также внутренних войск.
Совместно со Службой Промышленной Безопасности, отдельные подразделения КБМО
осуществляют безопасность ядерных объектов, в т.ч. и военных, а также
предприятий СВИР (Совета по военным исследованиям и развитию). Корпус также
выполняет функции военной полиции, и имеет полицейскую структуру командования.
Разведывательное агентство
министерства обороны
Административный орган, осуществляющий контроль над другими специальными
службами армии, авиации и флота. Утверждает бюджет, представляет МО в Совете
Национальной Безопасности Индии и Антитеррористическом комитете. Как правило,
руководителем РАМО является заместитель министра обороны, он же представляет МО
в ОРК.
Объединенное криптографическое
бюро
ОКБ - межвидовое подразделение, основная задача
которого сводится к радиоэлектронной борьбе и криптографическим исследованиям,
а также объединяющая все профильные службы армии, авиации и флота. Обеспечивает
спутниковую навигацию и отвечает за разработку перспективных систем
криптографической безопасности, однако, по оценкам зарубежных исследователей,
эффективность служб довольно невелика, что обусловлено рядом факторов. Это,
во-первых, практически 100% зависимость от поставок техники из-за рубежа
(преимущественно из России), значительный износ техники и отсутствие опыта
работа с более сложными образцами. Самое совершенное криптографическое
устройство позволяет производить кодировку с длиной кода в 56 битов, что
соответствует примерно концу 70х - началу 80х гг. Более современные образцы в
настоящий момент в производство еще не запущены по ряду причин.
В то же время, высоко оцениваются индийские
разработки систем защиты данных для ПК. Начиная с 1990х гг. именно они
поставляются в действующие части. Однако не смотря на это индийские средства
защиты данных оцениваются в целом не очень высоко.
Горно-стрелковый корпус
Министерства обороны
Корпус численностью примерно в 10 000 человек, состоящий по большей
части из тибетцев, непальцев и других представителей горных народов, постоянно
несущий службу в районе Каргила и на высокогорных участках границы с КНР.
Специальное бюро
безопасности
Уникальное подразделение, не имеющее
аналогов в мире. Задачами службы являются как одновременно наблюдение и разведка,
так и проведение террористических операций за линий фронта в случае военных
действий. Численность подразделения составляет от 600 до 700 человек.
Министерство Внутренних дел
В ведении Министерства внутренних дел,
второго по значимости в вопросах военной безопасности, находятся полиция, внутренние войска, военизированные
объединения и службы безопасности.
Не смотря на то, что само МВД и его
действия относятся к вопросам
обеспечения национальной безопасности в плане гражданской безопасности и охраны
прав и свобод граждан, ряд подразделений МВД, в частности военизированные
подразделения, отряды специального назначения и службы обеспечения безопасности
входят в структуру военной безопасности, имеют не только гражданские и
правоохранительные функции, но и военные, а их структура напрямую заимствована
у военных, что позволяет условно отнести их именно к военным административным
органам.
Главная задача МВД сводится к
поддержанию законного порядка, защите прав и свобод граждан, борьбе с
криминалитетом и трансграничной
преступностью, оказанию помощи и поддержке вооруженных сил и служб специального
назначения, проведению различных полицейских операций, обеспечению безопасности
стратегических объектов и т.д.
Исходя из задач, поставленных перед
МВД, основная нагрузка в деле их реализации приходится на полицию и связанные с
ней структуры, обозначаемые в Индии как Объединенные полицейские силы (Union Police Forces). В структуру
ОПС входят: Полицейская служба Индии, Центральное бюро расследований,
Пограничная служба безопасности (таможня и связанные с ней органы охраны
правопорядка), Специальные силы полицейского резерва (в некоторых переводах –
силы центрального полицейского резерва) и Силы промышленной безопасности.
Объединенные полицейские силы находится
под прямым руководством министра внутренних дел, подчиняясь заместителю
министра в должности исполнительного директора Департамента полиции. Он же
представляет полицию в правительстве страны наравне с министром внутренних дел.
На местном уровне полицию представляют главы
полицейских департаментов штатов, а также специальные представители Комитета Кабинета министров.
Каждое из структурных подразделений ОПС
возглавляется чиновником в должности Директора или Генерал-директора, что
примерно соответствует трехзвездному генералу армии. Исключение составляет
Центральное Бюро Расследований, которое напрямую подчинено министру внутренних
дел, который и отчитывается за его деятельность перед Премьер-министром и в
ОРК. Значительную роль в управлении ЦБР играет Департамент управления кадров
МВД, который решает допустить или не допустить офицеров к тем или иным делам,
разрешает допуски к секретным материалам и т.д. В некотором плане этот
департамент имеет даже больше власти над ЦБР, чем сам министр.
Основная задача поддержания
конституционного порядка и охраны прав и
свобод граждан возложена на правительства штатов и региональные управления
полиции. Региональное управление полиции возглавляется Генерал-директором
полиции (DGP), что соответствует аналогичной должности в центральном
аппарате министерства. В структуре полицейских управлений также присутствует
должность генерал-инспектора, отвечающего за одно или несколько направлений в
работе управления (например, ГИ по кадрам, по вопросам соблюдения прав и свобод
граждан, противодействия организованной преступности, материально-техническому
обеспечению, агентурной работе и т.д.). Как правило, они отчитываются перед
ГДП, возглавляющем региональное управление, а также перед ГИ центрального
аппарата Министерства внутренних дел.
Отдельные, особо важные области
деятельности полиции, например, поддержание порядка в крупных городах, поручены
специальным инспекторам (некоторые источники называют эту должность как
специальный комиссар), которые имеют значительные полномочия, но при этом в
структуре подчинения находятся ниже ГДП, перед которыми они и отчитываются.
Пригороды и другие территории, неподконтрольные инспекторам, разделены на
Полицейские округа, возглавляемые полицейскими суперинтердантами,
отчитывающимися перед ГДП. Промежуточной инстанцией является Генерал-инспектор,
заместитель ГДП, отвечающий за деятельность трех или четырех полицейских
округов (в зависимости от их размеров и задач, поставленных перед силами
полиции).
Система контроля над ядерным
оружием
Индийские эксперты традиционно
выделяют ядерное оружие как особый вид вооружений, а начиная с 2005 года – и
как отдельный, стратегический, род войск. Несмотря на общий курс страны в
области ядерного оружия на создание полноценной ядерной триады и вытекающее из
этого деление ядерного арсенала, общее руководство остается в руках
политического руководства страны и сосредоточено в руках Nuclear Command Authority (NCA),
Комитета по ядерным вооружениям, в состав которого входят представители
правительства, министерства обороны и министерства внутренних дел. Кроме того,
каждое из перечисленных министерств имеет свои подразделения, связанные с
ядерным оружием. Главой комитета является премьер-министр.
Правительство в Комитете по ядерным вооружениям представлено
Департаментом ядерной энергетики, которое отчитывается за производство и
поддержание ядерного арсенала, а также за исследования в области атомной
энергетики. Эти функции возложены на Атомный Исследовательский Центр им. Бхабха
(Bhabha Atomic Research Centre [BARC]) и Центр атомных исследований им. Индиры Ганди (Indira Gandhi Centre for Atomic Research).
Министерство обороны имеет пять отдельных ведомств, связанных с атомным
оружием. Это, во-первых, Совет по вопросам военных исследований и развития (DRDO), который представляет в Комитете
Лабораторию военных исследований и развития (DRDL), Командование стратегическими силами, Командование сухопутных
войск, представляющее 333ю
Артиллерийскую группу, входящую в состав 11 Специального корпуса, а также
Командования ВВС и ВМФ.
Министерство внутренних дел представлено Главным
управлением промышленной безопасности, входящим в состав Департамента
внутренней безопасности.
Кроме
того, перед Комитетом также отчитываются представители 31 предприятия (из 80,
входящих в СВВР), имеющие разрешение правительства на проведение работ в
области ядерных или ракетных исследований.
По всей видимости, в 2010-2012 гг. Комитет ждет
реформирование. Согласно озвученному министерством обороны проекту реформы,
предполагается, что вопросы по атомным исследованиям будут обсуждаться в
Департаменте Атомной Энергетики, а вопросы поддержания и применения ядерного
оружия будут переданы Командованию Стратегических сил. Оба органа будут
отчитываться перед Комитетом по ядерным исследованиям, а решение о применении
ЯО будет приниматься премьер-министром в обход комитета. Предсказать судьбу
этого проекта довольно сложно, т.к. почти все обозреватели отмечают, что
выгоден он в основном только Министерству обороны и не пользуется поддержкой
других министерств и ведомств, хотя практически все согласны с тем, что схема
контроля за ядерной сферой в Индии нуждается в оптимизации с целью сокращения
различных барьеров, что сегодня не лучшим образом сказывается на индийских
ядерных силах.
[1] Надо признать, что обвиняет вполне обоснованно: в октябре-декабре 1993 года в Нью-Дели была проведена первая М